Американское общество (этапы революции) — курсовой проект

Импульс и творчество революции были настолько велики, что до сих пор события той поры воспринимаются прежде всего самими американцами как воплощение, проявление особенностей американского общества: миссионерство американской нации, оптимальное соотношение, синтез прагматизма и моральных принципов. Эта мысль преподносится во всех ипостасях в работе А. Шлезингера, американского историка, она особенно сконцентрирована в главе, название которой говорит само за себя – «Теория Америки: эксперимент или предначертание свыше?»[14]. В сознании очень многих американцев глубоко укоренилось представление о единстве, взаимодополняемости и взаимоусилении морали и жизненной практики, морали и практического интереса. И это представление имело свое историческое основание. Революция 1775 – 1778 гг. для многих поколений американцев, участвовавших в ней и затем сохранявших о ней память, была воплощением вполне конкретных практических интересов, требований и расчетов. Революция апеллировала к этим интересам, требованиям и расчетам, обещала их удовлетворить и в какой-то мере реализовала свои обещания. Одновременно всякое массовое революционное действие и тем более действие, связанное с освободительной войной, означает для людей, его осуществляющих, готовность к борьбе, к принесению определенных жертв, к преодолению многих трудностей. Революция не может быть действительно массовым и успешным действием без апелляции к моральным ценностям, идеалам и принципам, выходящим за рамки непосредственного прагматического расчета. Американская революция провозгласила и сделала очень популярными идеалы и принципы «свободы», «равенства возможностей», «права каждого человека на счастье». Они были формой воплощения конкретно-практических интересов. Одновременно эти же идеалы и принципы, выдвинутые революцией, были формой выражения общегуманистической морали.

Как наиболее весомый результат американской революции выступает конституция США, принятая в 1787 году. В хвалебных словах в адрес революции и конституции, однако, следует соблюдать меру и быть как можно объективнее. Сами американцы склонны преувеличивать совершенство своего общественного устройства и основного закона. Американская официальная пропаганда преподносит конституцию США как своего рода боговдохновенный документ, на протяжении двух веков надежно сохраняющий устои американской демократии. Один из председателей Верховного суда США У. Бергер заявил: «Конституция обеспечила основанную на законе систему свобод, которая не была превзойдена на протяжении истории человечества»[15]. Культ конституции не только усиленно насаждается в самих США, но и занимает важнейшее место в арсенале их внешнеполитической пропаганды. Мы чувствуем это в последнее время и на себе, принимая навязываемую нам американскую культуру, вернее, ее элементы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*